Еще в незапамятные времена, когда
местом обитания человека служили многоквартирные общежития типа "крепость",
дозорный, завидев на горизонте приближение врагов, зычно подавал команду:
"Закрыть ворота!". В ответ раздавалось: "Эй, ухнем!"
- и мускулистые стражники дружно притворяли кованые ворота и задвигали
дубовый засов. Позже стражников заменили парой лошадиных сил (в буквальном
смысле), а лошадиную работу переложили на плечи рычагов, зубчатых колес
и веревочных приводов. Смазанные салом ворота, опираясь на блоки-колеса,
быстро и надежно перекрывали путь непрошеным гостям. Только без рук!
С тех исторических времен сами ворота почти не изменились,
если не считать того, что мускулистых стражников заменили электроприводы,
а команда подается не голосом, а сигналом с дистанционного пульта.
Конструкция современных автоматических ворот дает человеку
такую степень свободы, которую не давали, да и не могли дать распашные.
Зачастую очень красивые, ажурные, резные, кованые, пуленепробиваемые,
они неохотно, но неумолимо сдают позиции, поскольку требуют от хозяина
"рукоприкладства" и занимают при открывании немало места полезной
территории. Автоматика побеждает под девизом: "Экономия пространства
и максимум удобства в обращении". Кстати, именно поэтому такие ворота
изначально прописались на промышленных предприятиях и складах.
Основные производители сдвижных и подъемных ворот -
европейцы (наверное, это единственный случай, когда янки да японцы сплоховали!).
Сдвижные ворота используют на открытых территориях - там, где отодвинутая
воротина особенно и не мешает. А подъемные - на узких пространствах, где
предпочтительно убирать ворота куда подальше, то есть вверх. Неудивительно,
что именно они чаще всего встречают нас на въездах в частные гаражи. Но
только в такие, где проемы дверей имеют стандартные размеры.
Сэндвич и рама
Из чего же состоят наиболее распространенные подъемные
ворота? Во-первых, из самой "воротины". Во-вторых, из рамы (с
направляющими) и электропривода. Сама дверь бывает цельная и секционная,
то есть состоящая из связанных между собой отдельных элементов, которые
позволяют сворачивать ее в рулон.
Цельная дверь открывается так. По сигналу с пульта
привод тянет верхний край двери. Она движется на пластиковых роликах по
двум вертикальным направляющим на косяках проема. А нехитрая система подъемных
рычагов подвешивает и удерживает ее горизонтально - под потолком. Обратный
путь еще проще: привод "отпускает" дверь, и ее возвращают две
пружины. Оптимальное полотно двери - так называемая "сэндвичевая"
конструкция. Снаружи сталь толщиной 0,5-0,9 см, внутри заполнитель из
пенополиуретана. Качественная дверь с утепленными стыками ложится краями
внахлест на раму проема и дает хорошую тепло- и шумоизоляцию. Фактура
отделки панели - на любой вкус. На более дешевой, ребристой, незаметны
царапины или вмятинки, но выглядит она, конечно, менее престижно, чем
абсолютно гладкие разноцветные покрытия. Однако цельные ворота несколько
«прожорливы» до хозяйской территории: открываясь, они выходят за пределы
порога наружу, не позволяя парковать автомобиль вплотную. Да и пружины
с торсионами подбирают под вес каждой двери лишь немногие производители.
Например, швейцарские. Конечно, вес ворот "чувствует" лишь автоматика,
но реагирует она болезненно - коротким сроком службы.
А что секционные? Эти ворота состоят из горизонтальных
панелей-ламелей, поэтому, когда привод тянет верхний край, они изгибаются
почти под прямым углом. Узкие панели также имеют сэндвичевую конструкцию
(так что тепло они держат не хуже цельных), да еще с ребрами жесткости.
Ворота чаще всего продают в почти незаметной глазу защитной пленке высокого
качества. Пока пленка заметно не истрепалась, снимать ее не рекомендуют.
Чтобы не прищемить пальцы в стыке между панелями, лучшие модели оборудуются
"травмобезопасной системой": глухим перехлестом этих стыков.
Пустячок, а безопасно.
Направляющие в этих воротах тоже изгибаются, да еще
и уходят под потолок гаража. А значит, между потолком и верхним краем
дверного проема также необходимо оставлять запас сантиметров в 20. В обоих
случаях направляющие крепятся на стенах шестью-восемью анкерами быстро,
качественно и надежно. И цельные, и секционные ворота имеют максимальные
стандартные размеры дверей - 3 м в высоту и 5 м в ширину. Но это для гаража
на две машины. Для "Хаммера" двухметровой ширины и "длинноногого"
"Гелендвагена" хватит и 3,5х2,5 м. При этом вес конструкции
не превышает 100 кг. Уличные стражники - въездные ворота - различаются
размерами и исполнением гораздо больше, а потому говорить о каких-то стандартных
размерах не приходится. Способ крепления въездных ворот один - на сварке.
Электрический швейцар
Профессор Воланд искренне удивлялся трудоспособности
смертных. Сегодня он был бы нами доволен, по крайней мере владельцами
гаражей с автоматическими воротами. Все работает само, правда не бесплатно.
Стоимость хорошего электропривода может составлять
100% от стоимости ворот. Потребляемая мощность 150-300 ватт. Для гаражных
ворот чаще всего применяют потолочные приводы, то есть двигатели стоят
под потолком. Они приводят ворота в движение зубчатыми ремнями или тросами.
Причем каждая новая модель старается делать это как можно тише.
Приводом можно управлять как со стационарной кнопки,
которую крепят на внешней или внутренней стене, так и с дистанционного
пульта с кодом, который легко менять по своему усмотрению. Дополнительный
встроенный замок препятствует несанкционированному механическому открыванию
двери, отключает кнопку и блокирует электропривод.
Сами двигатели тоже имеют несколько дополнительных
функций: одна из основных - возможность регулировки мощности, в зависимости
от типа и веса ворот. Кстати, эта функция иногда играет плохие шутки с
теми, кто выкручивает регулятор до предела, рассчитывая, видимо, чтобы,
как в хорошем боевике, перерезать злоумышленника пополам. Если привод
без системы защиты, такое действительно может случиться, и даже с хозяином.
В качестве пассивной защиты применяют звуковое и световое
оповещение. У некоторых приводов есть обязательная функция замедления
скорости ворот на конечной стадии закрывания и специальные масляные амортизаторы.
У других - для тех, кто живет по минутам, есть функция таймера (т.е. ворота
закроются или откроются, допустим, за 10 секунд). Предусмотрены и системы
аварийной остановки. Например, если при закрытии цельных ворот дверная
панель встретила препятствие, умный механизм тут же вернет ее обратно.
А если что-то помешает ей в момент открытия - она просто замрет, опасаясь
повредить стоящую слишком близко машину.
Итак, пусть дождь, пусть град - вы подъезжаете к родному
гаражу, жмете кнопку на пульте и - милости просим. Стоп, скажет скептик.
А если ток вырубят? Тут есть два варианта выхода (в прямом смысле). Первый
- потайной лючок у края двери. Его можно открыть и, нажав внутреннюю кнопку,
привести в действие резервный аккумулятор. Второй вариант - ручка на двери.
На первый взгляд, самая обычная. Но если ее повернуть, контакт с электроприводом
разомкнется, и воротину можно поднять вручную. Ворота с такой ручкой всегда
запирают на встроенный замок. Кстати, и лючок тоже. Правда, и в том, и
в другом случае придется выйти из машины. Некомфортно? Зато будете уверены,
что никогда не испытаете на себе недоступность личного автомобиля. Есть
и абсолютно надежный вариант для тех, кто не верит автоматике. Точно такие
же ворота (цельные или секционные), только лишенные всякой автоматики.
Просто поднимать (открывать) и опускать (закрывать) за ручку. Это, конечно,
не тяжело - и дама справится - но хлопотно и грязно.
Ворота в рулоне
Основное отличие роллетных ворот от цельных и секционных
в том, что в них полотно двери ни под какие потолки не уезжает, а рулоном
наматывается на вал. Делают это электроприводы - преимущественно немецкие
мощностью 300-400 ватт, что стоят внутри гаража сбоку от вала. Можно поднять
или опустить ворота и вручную. Это достаточно легко: помогает пружинный
механизм, правда, только для ворот площадью до 12 кв.м. В чем главный
плюс таких ворот? Казалось бы, накладно оставлять под рулон и вал запас
сантиметров в 30. Может, их достоинство - в отсутствии роликов и минимуме
смазки? Или низкой стоимости - всего $40 за кв. м? А вот и нет. Главный
плюс - в очень широком выборе размеров таких ворот. Можно рассчитать длину
вала и полотна с направляющими хоть под обычное окно, а можно и под самолетный
ангар.
Ухода не требуют, грязи не любят
При подборе ворот важно изначально отталкиваться не
от цен, а от своих потребностей. То есть от размеров. Рабом своей поспешности
становится клиент, который приходит выбирать современную модель уже после
того, как построил гараж. Часто приходится отказываться от понравившегося
варианта в пользу того, который "влезает". Поэтому сегодня сначала
покупают ворота!
А вот с установкой лучше не торопиться: строительная
пыль не то чтобы враг, но и не союзник ворот. Зато потом весь уход будет
состоять только в протирке движущихся деталей да смазке поскрипывающих
от времени соединений.
Специалисты советуют аккуратно обращаться с самыми
"контактными" деталями конструкции - ручками и замками. Первые
не любят, когда их дергают "на себя", вторые боятся грязи. К
тому же на эти досадные моменты гарантия не распространяется. Собственно
на ворота стандартная гарантия составляет 1-3 года, на электроприводы
- полтора. Как правило, в стоимость ворот входит и доставка. А вот установка
оплачивается отдельно, в зависимости от размеров и типа ворот, места расположения
гаража и собственных расценок специалистов. Серьезные фирмы сразу же предупреждают
клиента о том, что он сразу потеряет гарантию, если решит заняться установкой
сам или доверить знакомой бригаде. Зачем усложнять себе жизнь? Ведь автоматические
ворота призваны ее упрощать.
|