|
Статьи
Мебель как зеркало мироощущения |
Мебель - не просто совокупность предметов, предназначенных
для потребностей быта и оформления интерьера помещения, не только атрибут
садов, парков и улиц. Это отношение к себе и окружающему миру, стиль,
эпоха, философия, здоровье и комфорт. История развития мебели тесно связана
с эволюцией художественных стилей.
До настоящего времени сохранились сундуки, складные
табуреты, троны с прямой спинкой и четырехугольным, слегка прогнутым сиденьем,
которыми пользовались фараоны Древнего Египта. Такую мебель часто обогащали
скульптурными формами - звериными лапами и утиными головами. В отделке
широко применяли ажурные рельефные вставки в виде символических изображений
животных, солнечного диска, фараона, золотые накладки, инкрустации из
слоновой кости, стекла, камня. В этом человек наглядно проявлял отношение
к себе самому как к великому, близкому к божеству, существу.
Об основных типах мебели, принадлежащей большей части
населения Древней Греции, можно судить по скульптурным изображениям и
вазописи.
Это сундуки, табуреты на четырех ножках или на икс-образной
опоре, стулья с гнутыми ножками, повседневные и церемониальные; ложа на
высоких опорах с прогнутой спинкой в изголовье; столы, нередко низкие,
так как обычай обязывал возлежать при трапезе и письме. Их изготавливали
главным образом из дерева, иногда из бронзы. Мебель Древнего Рима напоминала
древнегреческую, но были выработаны и собственные образцы, например ложе
с продольной спинкой (прототип современной софы).
Мебельное искусство Европы Средних веков почти не унаследовало
античных традиций. В раннее Средневековье были распространены сундуки
и табуреты, представляющие собой обрубки стволов деревьев, а также столы
в виде лежащих на козлах досок, довольно высокие, так как в те времена
за трапезой или письмом было принято сидеть.
|
|
В готический период с изобретением заново двуручной пилы, с помощью которой
можно было получать тонкие доски, стали делать более легкую и прочную
мебель. Напряженно вытянутую вверх, ее заполняли ажурной резьбой, растительными
и геометрическими узорами, фигурными изображениями.
О типах средневековой мебели Восточной Европы можно
судить главным образом по изображениям на иконах, фресках, миниатюрах.
Предметами жилой обстановки служили деревянные стационарные лавки, которые
обычно устанавливали вдоль стен помещения, и подвижные скамьи, нередко
с перекидной спинкой, предназначенные не только для сидения, но и для
сна, а также прямоугольные столы на четырех опорах, табуреты, сундуки.
Они, как и многие западноевропейские образцы романской эпохи, простые
и рациональные, украшали народный быт до недавнего времени.
Большинство народностей Азии традиционно использовали
вместо мебели ковры, стенные ниши, циновки, однако в обстановке жилищ
присутствовали и напоминающие европейские столы, этажерки-буфеты, шкафы-сундуки
и т.д. Им нередко были свойственны горизонтальная вытянутость объемов,
плавная изогнутость линий, мелкий растительный орнамент.
В Западной Европе, в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.),
совершенствование условий жизни и тяга к комфорту обусловили дальнейшее
развитие типов мебели. Вошли в обиход двухъ-ярусные шкафы, кабинеты (ларцы
с маленькими ящичками на подстолье) для хранения документов и драгоценностей,
кровати рамной конструкции под балдахином, сундуки со спинкой и локотниками,
кресла, обитые тканью или кожей. В XVII веке с
расцветом барокко дворцовая мебель обретает живописную пластику форм,
пронизанных динамикой криволинейных очертаний и беспокойной игрой светотени
и порой буквально сливающихся с элементами оформления интерьера.
|
Во
времена классицизма, во второй половине XVIII столетия, начали делать
фанерованные кабинеты и двухстворчатые шкафы, в которых строгая торжественность
прямоугольных форм сочеталась с сочностью декора барокко (букеты, растительные
узоры). Выполненный в технике инкрустации (деревом различных пород,
перламутром, черепахой, золочеными металлами), он плотно покрывал поверхность
изделия, вписываясь при этом в рамки прямоугольных очертаний.
В качестве отделки тронообразных кресел
с прямой высокой спинкой и мягких дамских табуретов, которые были сделаны
с учетом пышности наряда, применяли шпалеры, золоченые по левкасу. С
расцветом стиля рококо во второй четверти XVIII века на смену строгой
классической монументальности приходят интимность и прихотливая динамичность.
Излюбленные типы мебели этого периода - комоды с как бы вздутыми к центру
формами, бюро (письменный стол с футляром), софы. Наряду со стационарной
мебелью, расставленной вдоль стен, начали вводить многочисленные типы
легкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров: стулья, кресла
со спинками, словно облегающими тело, банкетки. Все они, обитые единой
тканью, вместе с софой образовывали гарнитуры. Для ее изготовления
нередко использовали карельскую березу, которая отличается "муаровым"
рисунком текстуры; в отделке - золоченое резное дерево, заменявшее бронзу.
В тридцатые-пятидесятые годы XX века в СССР стиль был модифицирован в
"сталинский ампир". С зарождением стиля модерн (конец XIX -
начало XX веков), стремившегося к единству художественного решения бытовой
среды, в мебели появляются новые конструктивные формы, а в ее украшении
- инкрустации из стекла и металла. В целом она становится менее громоздкой.
Входят в обиход стенные шкафы и ниши. В разработке образцов советской
мебели двадцатых-тридцатых годов с учетом русских классических традиций,
предназначенной для жилых домов и общественных зданий новых типов (дворцов
культуры, рабочих клубов), принимали участие архитекторы А.В. Щусев, И.А.
Фомин и другие. В то же время получила развитие концепция школы во главе
с А.М. Радченко, Л.М. Лисицким и В.Е. Татлиным, которые, опираясь на эстетику
конструктивизма, предприняли попытку создать функционально целесообразную
встроенную и трансформируемую мебель промышленного изготовления.
|
Во второй половине XX столетия в странах Западной Европы,
Америки, СССР, а затем и в СНГ ведущим в производстве мебели становится
принцип функционализма. Широкое распространение получает сборно-разборная
мебель с использованием древесностружечных и древесноволокнистых плит,
пластмассы и других материалов. В последнее время наряду с образцами упрощенных
форм снова начинают пользоваться спросом ретроспективные модели.
Сегодня можно удовлетворить практически все, даже самые
смелые, фантазии. С утверждением в странах Европы в первой четверти XIX
века стиля ампир мебель, нередко копирующая древнеегипетские, римские
и греческие формы, обретала нарочито статичную монументальность и была
декорирована крупной рельефной бронзой с мотивами древнеримского и древнеегипетского
искусства. В России лучшие образцы дворцовой и усадебной мебели в стиле
ампир были созданы по проектам архитекторов А.Н. Воронихина, К.И. Росси,
В.П. Стасова. Сдерживающим фактором здесь могут стать только материальные
возможности. Привлекают внимание романтические гарнитуры и отдельные предметы
из цельного красного дерева, карельской березы и ореха. Подлинники предшествующих
эпох можно найти в антикварных салонах. Потребители с более скромным достатком
могут заказать мебель, имитирующую любую эпоху, любой стиль, у современных
мастеров-виртуозов или приобрести удобную и доступную по цене меблировку
из Италии, Германии, Чехии. В последние годы экологически чистую, качественную
и недорогую мебель выпускают украинские производители. Современные мебельные
салоны предоставляют покупателю возможность не только выбрать предметы
интерьера - специалисты расставят их в квартире таким образом, чтобы уютная
домашняя обстановка помогла забыть любые неурядицы. Ведь мебель - не просто
отражение вкуса своего владельца, но и надежный друг.
Сергей Наумов
|
|
|